Этапы развития самосознания. Основные новообразования личностного развития в дошкольном возрасте

Автор: | 25.02.2017

В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. (С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946).

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

На формирование самосознания влияют:

Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания (В.С. Мерлину):

сознание своей тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

сознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Функции самосознания

Самопознание — получение информации о себе.

Эмоционально-ценностное отношение к себе.

Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

Начало индивидуальной психической жизни ребенка происходит в младенчестве. В возрасте 1 года происходит распад социальной ситуации развития: «Мы», ребенок отделяется от матери, начинает самостоятельно ходить, говорить, возникает предметная деятельность. (Смотри кризис одного года).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 6 = 8