Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: | 25.02.2017

Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в трех основных формах:в ходе экспортно-импортных операций, путем создания предприятий с иностранными инвестициями и на основе совместной предпринимательской деятельности.

Экспортно-импортные операции могут выполняться двумя способами: прямым и косвенным.

При прямых операциях предприятие ведет экспортно-импортную деятельность самостоятельно, используя для этого собственные специализированные службы в России и за рубежом, а также действуя через зарубежных агентов.

При косвенных операциях экспортно-импортная деятельность ведется через независимых посредников – международных торговцев.

Прямые операции требуют серьезных начальных капиталовложений, подготовленных кадров, разветвленного аппарата за рубежом и большого опыта. Поэтому они обычно ведутся крупными предприятиями, располагающими значительными ресурсами.

Косвенные операции характерны для сравнительно небольших предприятий, начинающих международную коммерческую деятельность и стремящихся избежать свойственного ей риска.

Различают активные и пассивные экспортно-импортные операции. Активные связаны с реализацией стратегии продвижения на зарубежные и отечественный рынки, пассивные – имеют целью решение повседневных задач, например ликвидацию временного дефицита определенного товара, реализацию излишков сезонных товаров и т. п.

Технология проведения экспортно-импортной операции предусматривает ряд циклов:

Нулевой цикл – создание предпосылок для экспорта или импорта; здесь идет выяснение экспортных возможностей и импортных потребностей.

Первый цикл – предоперационная деятельность, которая складывается из следующих шагов:

– экспортер исследует рынок и делает предложение о продаже;

– импортер исследует рынок и делает запрос или заказ;

– экспортер подтверждает получение запросов или заказов от импортеров и анализирует их условия;

– импортер подтверждает получение предложений от экспортеров и анализирует их условия;

– экспортер делает выбор торгового партнера; импортер соглашается (или не соглашается) с этим выбором.

Второй цикл – заключение контракта; он складывается из следующих шагов:

– экспортер подтверждает заказ и готовит проект контракта;

– импортер готовит проект контракта;

– экспортер и импортер согласовывают контракт в ходе переговоров.

Третий цикл – обеспечение выполнения контракта; он складывается из следующих шагов:

– экспортер при необходимости оформляет импортную лицензию;

– импортер дает экспортеру инструкции по транспортировке;

– экспортер изготавливает и отгружает товар;

– экспортер или импортер страхует груз;

– экспортер и импортер обеспечивают необходимые документы для перехода груза через границу;

– банк импортера переводит деньги экспортеру.

Четвертый цикл – отгрузка и перевозка товаров; он складывается из следующих шагов:

– экспортер готовит товар к отгрузке и по готовности информирует импортера;

– экспортер обеспечивает транспортировку груза до пункта назначения;

– импортер обеспечивает своевременную подачу транспорта в пункте назначения;

– таможенный орган страны-экспортера производит досмотр груза;

– экспортер и импортер получают информацию о переходе груза через границу;

– таможенный орган страны-импортера производит досмотр груза, взыскивает пошлины и сборы и дает разрешение на получение груза (это называется «таможенная очистка груза»).

Пятый цикл – выполнение расчетных операций; он складывается из следующих шагов:

– импортер направляет экспортеру подтверждение о получении груза;

– экспортер направляет импортеру коммерческий счет;

– импортер оплачивает груз.

Шестой цикл – заключительные операции; он складывается из следующих шагов:

– экспортер и импортер составляют отчеты о реализации контракта;

– проводятся переговоры по результатам анализа отчетов;

– намечаются мероприятия по необходимому в соответствии с проведенным анализом совершенствованию предпринимательской деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность путем создания предприятий с иностранными инвестициямиимеет целью получение прибыли на основе привлечения в российскую экономику иностранных материальных и финансовых ресурсов, совершенной зарубежной техники и технологий, а также передового управленческого опыта.

В качестве иностранных инвестиций могут использоваться все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности:

– целевые денежные вклады;

– ценные бумаги;

– новые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства;

– научно-техническая продукция;

– имущественные права;

– интеллектуальная собственность.

В качестве иностранных инвесторов могут выступать:

– иностранные юридические лица (компании, фирмы, предприятия);

– иностранные граждане, а также российские граждане, постоянно живущие за границей;

– иностранные государства;

– международные организации.

Инвестирование на российской территории

осуществляется зарубежными инвесторами следующими путями:

– создание предприятий и филиалов предприятий, полностью им принадлежащих;

– долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;

– приобретение предприятий, имущественных комплексов, ценных бумаг;

– приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

– иные виды деятельности, в том числе предоставление займов, кредитов и имущества.

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной и безусловной правовой защитой. Условия деятельности иностранных инвесторов в России не могут быть менее благоприятными, чем для российских юридических и физических лиц.

Иностранные инвесторы получают государственные гарантии от принудительных изъятий их собственности (национализации, конфискации, реквизиций), а также незаконных действий органов власти и должностных лиц.

Иностранным инвесторам после уплаты ими налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов от инвестиций, полученных в форме прибыли, дивидендов, платежей за техническую помощь, а также сумм, полученных в связи с частичной или полной продажей инвестиций.

Предприятия с иностранными инвестициями в России создаются и действуют в виде предприятий с долевым участием иностранного инвестора (так называемые совместные предприятия), предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются либо путем их учреждения, либо приобретения иностранным инвестором и имеют форму акционерных и других хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право осуществлять любые законные виды деятельности, соответствующие их уставным целям. Для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с операциями с ценными бумагами, необходима лицензия Министерства финансов Российской Федерации.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право на договорной основе определять цену и условия реализации производимой ими продукции.

Имущество, ввозимое в Россию иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной фонд предприятий, имущество, предназначенное для собственного материального производства, а также ввозимое работниками предприятий для личных нужд, освобождается от таможенной пошлины и налога на импорт.

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами в соответствии с российским законодательством. Для таких предприятий, действующих в отдельных регионах России, а также для предприятий, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства (производство продовольствия, строительство, медикаменты), может устанавливаться льготный порядок налогообложения.

Внешнеэкономическая деятельность на основе совместной предпринимательской деятельности с иностранными партнерамиосуществляется в следующих формах: производственная кооперация, производство по контракту, управленческий контракт, продажа лицензий, франчайзинг.

Производственная кооперация имеет целью объединить и скоординировать усилия отечественного и зарубежного предприятий по совместному производству некоего сложного продукта.

Производственная кооперация закрепляется специальным долгосрочным соглашением, предусматривающим согласование производственных программ, обмен компонентами изделия, материалами и сырьем, необходимыми для его изготовления. В качестве примера такой кооперации можно привести совместную работу российских и зарубежных предприятий по производству самолетов, для которых иностранные фирмы поставляют реактивные двигатели, а российские – все остальное.

Существует так называемая альтернативная форма кооперации, при которой отечественные и зарубежные фирмы обязуются поставлять определенный продукт только на собственный рынок, а избыток передавать партнеру для использования на его рынках.

Производственная кооперация дает возможность снизить затраты за счет использования налаженных технологий и существующих производственных мощностей. Определенный эффект дает также объединение каналов распределения товаров, систем торговли и послепродажного обслуживания.

Производство по контракту (так называемое подрядное производство) предусматривает заключение зарубежной фирмой долгосрочного соглашения с местным предприятием на производство им определенного изделия или на его сборку. При этом зарубежная компания оставляет за собой полный контроль за продвижением товара на рынок и его реализацией.

Эта форма предпринимательства применима тогда, когда фирме нет смысла развивать в данной стране свои мощности, а выгодно использовать существующие. Это возможно лишь в тех случаях, когда удается найти хорошо технически оснащенное предприятие и есть уверенность в том, что оно будет надежным партнером.

Здесь возникает ряд проблем, которые требуют усилия и внимания:

– необходимо произвести дополнительное оснащение предприятия, обучить его производственный и управленческий персонал;

– следует особо позаботиться о качестве товара;

– принять меры на случай, если местный производитель захочет выйти из-под контроля и организовать собственное дело.

Вместе с тем данная форма внешнеэкономической деятельности получает все большее распространение: многие крупные фирмы именно таким путем производят значительную часть своей «фирменной» продукции. Это объясняется рядом существенных преимуществ производства по контракту:

– возможность внедрения на рынки, защищенные таможенными или административными барьерами;

– обеспечение контроля за рынком;

– минимальные капиталовложения и снижение стоимости производства за счет низкой оплаты труда и других издержек;

– уменьшение риска из-за политической и экономической нестабильности (национальное предприятие не подвержено национализации, расчеты в национальной валюте менее зависимы от изменения валютного курса);

– создание или поддержание высокого имиджа крупной фирмы на национальном рынке (что особенно важно в странах с большим населением).

Управленческий контракт дает возможность зарабатывать деньги в форме вознаграждения, а иногда и части прибыли, осуществляя управление деятельностью зарубежных компаний. Такая форма коммерции чаще всего применяется в сфере обслуживания, торговле предметами роскоши и других видах деятельности, требующих огромного опыта и особого доверия потребителей.

Данная форма привлекательна тем, что не требует значительных капиталовложений и производственных мощностей, риск потери собственности при этом сводится к минимуму. Привлекает также наличие быстрого и гарантированного дохода.

Однако и эта форма не свободна от теневых сторон. Здесь требуются специалисты действительно мирового класса, чьи управленческие действия и консультации не вызывают сомнений. Кроме того, в случае серьезных просчетов в руководстве можно ожидать предъявления исков по компенсации материальных потерь управляемого объекта.

Продажа лицензий выступает в качестве одного из наиболее доступных способов включения производителя товаров и услуг в международную предпринимательскую деятельность.

Продавец лицензии (лицензиар) заключает с зарубежным покупателем лицензии (лицензиатом) соглашение о продаже прав на использование производственной технологии, патента, товарного знака и другой интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (гонорар или лицензионный платеж).

Достоинством такой формы внешнеэкономической деятельности является то, что лицензиар получает возможность продвижения своего интеллектуального продукта на мировой рынок без каких-либо расходов и риска, получая при этом вознаграждение. Что касается лицензиата, то он получает возможность использовать чужое готовое изобретение, производственную технологию, товар и имя фирмы в своих интересах, не расходуя больших средств на научные исследования и разработки. Весь послевоенный опыт японской промышленности подтверждает преимущества такого рода деятельности.

Вместе с тем продажа лицензий сулит продавцу и покупателю не только радости. Лицензиар на время соглашения лишается возможности единолично пользоваться плодами своего интеллектуального труда, неся при этом порой значительные потери. Лицензиат может и после окончания срока соглашения продолжать работу по совершенствованию лицензионного продукта, составив со временем опасную конкуренцию лицензиару.

Франчайзинг (или франшиза) – одна из форм продажи лицензий (см. также 4.3).

Суть франчайзинга заключается в предоставлении одной фирмой (франчайзером) права другой или другим фирмам на производство ее продукта. Иными словами, это лицензия на право ведения предпринимательской деятельности, в том числе и международной, с использованием имени того, кто дает лицензию.

Франчайзинг может носить исключительный либо неисключительный характер в зависимости от того, одной или нескольким фирмам продается лицензия.

Франчайзинг оформляется договором, заключаемым на определенный период. В соответствии с этим договором получатель франчайзы платит франчайзеру за предоставленные права лицензионный платеж.

Франчайзер предоставляет получателю специализированное оборудование, техническую помощь и консультации, необходимые для производства продукта компоненты, ингредиенты, стандартную упаковку, обеспечивает рекламу и продвижение товара на рынок. За это получатель выделяет франчайзеру определенную часть своей прибыли.

В отличие от обычной продажи лицензий, франчайзинг обеспечивает фирме большие возможности влияния на получателя лицензии и контроля ее деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

71 − 69 =